«Хочешь мира? Помни о войне!»: Людмила Николаевна Лоншакова

ГГПИ продолжает участвовать в международной патриотической акции «#ДетиЗаМир75», организованной Музеем Победы, главным военно-историческим музеем России по тематике Великой Отечественной и Второй мировой войн.

Центр истории ГГПИ совместно с медиацентром и Советом ветеранов участвует в номинации «Сражаюсь, верую, люблю…». Наши видеосюжеты и публикации рассказывают о военном детстве преподавателей и сотрудников института.

Детство Людмилы Николаевны пришлось на послевоенные годы – она родилась 9 февраля 1945 года.

Это было время, когда наша страна «зализывала» страшные раны, оплакивала погибших, восстанавливала народное хозяйство и, конечно, верила в светлое будущее.

«Мне казалось, что все, что происходит в жизни, так и должно быть. У нас были свои радости, которые современным детям не понять. Я посещала детский сад, где были добрые воспитатели и нас вкусно кормили.

Я помню содержимое новогодних подарков. Там могли быть 2-3 конфеты, несколько штук печенья и самое ценное — это яблоко. Красные с белыми крапинками, их почему-то называли китайскими. Вкус этих яблок сохранился в памяти на всю жизнь.

Помню, старшая сестра съест бывало свое яблоко, а затем просит откусить от моего. Я, наивный ребенок, хоть и с осторожностью, но выполняла просьбу. Один её укус лишал меня половины яблока. Я тяжело вздыхала, но не обижалась. В следующий раз повторялось все заново. Фрукты – роскошь того времени, их просто не было.
Я не помню, чтобы у меня были какие-то игрушки, но мы не страдали от этого. Я целыми днями носилась с подружками по улице. Мы до умопомрачения играли в различные игры - это и лапта, и прятки, ляпки, глухой телефон и др.

Нас совершенно не обременял неустроенный по нашему времени быт. Воду приносили издалека на коромысле, поэтому берегли каждую каплю. Жили в деревянном доме, дрова для печи пилили всей семьей. Я, сколько хватало детских сил, помогала их уносить, складывать.

Слово «холодильник» в то время не слыхивали, но ведь надо же было как-то хранить продукты летом. Поздней весной мы всей семьей выходили в амбар, где была выкопана глубокая яма и, которую надо было заполнять снегом. Взрослые кидали снег в яму, а мы, дети, утрамбовывали его. Скакали, прыгали, утаптывали, такой снеговой «подушки» хватало почти до новых холодов.

Еда была очень простой: вареная в мундире картошка, крошки с молоком. Это блюдо считалось деликатесным, хотя и готовилось очень просто: хлеб крошили в большое блюдо, заливали молоком, ставили в центр стола, и вся семья хлебала и ела эти крошки. Уж кому сколько достанется. Мне, как самой маленькой в семье, ежедневно давали выпить небольшую чашечку молока.

Чашка эта хранится у меня и по сей день. Если мы хотели есть днем, то в чугунке всегда стояли приготовленные паренки. Это нарезанные ломтиками и томленные в печи овощи: свекла, репа, калега, морковь, которые мы с сестрой с удовольствием уплетали.

Сахар был в дефиците. Его продавали большими головками. Бабушка раскалывала её ножом пополам, затем обе половины еще раз пополам, а затем щипчиками для сахара нам с сестрой откалывали по 7 небольших кусочков. Чай пили вприкуску.

Был у нашей семьи и огород, на котором выращивали всевозможные овощи, но чтобы делали заготовки на зиму, не помню. Сейчас я понимаю, что это наверняка было связано с дефицитом соли. Зато по воскресным дням бабушка стряпала. Ночью она ставила тесто, а рано-рано утром все просыпались от чудесного запаха стряпни. Это были пироги с морковью, калиной, с сухой малиной, с картошкой, иногда пирог с рыбой. Если в доме пекли пироги, то в тот день больше ничего не готовили. Зимой бабушка пекла лепешки, и мы ели их с мороженым молоком.

Маленькая я очень хотела пойти в школу, так как моей сестре-школьнице бабушка на завтрак жарила глазунью из 2-х яиц. Я очень завидовала сестре.

Хлеб. Его тоже всегда не хватало. Чтоб купить буханку хлеба, надо было отстоять огромную очередь. В руки давали только по одной буханке, а т. к. семья была большая, то двух буханок, которые мы покупали с бабушкой (все остальные домочадцы в это время были на работе) не хватало. Нам приходилось занимать очередь дважды, чтоб купить побольше хлеба. Бабушка химическим карандашом писала на моей ладошке номер очереди, и я убегала играть. Время от времени прибегала, чтоб проверить и отметиться. А было мне тогда всего четыре года.

Однажды мама по делам ездила в город Молотов (Пермь), и там в одном из магазинов которого «выбросили» сливочное масло. Оно было развесное, поэтому за неимением посуды мама купила эмалированный детский ночной горшок с крышкой, и привезла полный горшок сливочного масла домой. Мне тогда было 6 лет, вкуса сливочного масла я не знала. Мама намазывала его на белый хлеб, сверху добавляла повидло, и я запивала всю эту вкуснотищу чаем. В комнате стояла тишина, пока я ела, все домашние смотрели, как я ела. Вдруг взглянув на бабушку, увидела, как по ее лицу текут слезы. Конечно, мне было невдомек, от чего они.

А еще я очень хотела рисовать, но лишней бумаги не было. В четыре года я совершила «преступление». Мое желание рисовать было так велико, что я украла у сестры ученическую тетрадь с белоснежными листами. Меня не ругали, но пристыдили. До сих пор отношение к бумаге у меня особенное - не могу спокойно смотреть на смятые листы.

Помню праздничное платье, которое очень хотела сшить для меня мама. И хотя ткани не было, меня все равно нарядили, сшив платье из картофельного мешка. Горловину и подол платья мама украсила какой-то бейкой и вышивкой, и на празднике я щеголяла в самом нарядном и красивом платье.

В положенное время я пошла учиться в женскую школу. У нас были уроки чтения, русского языка, арифметики, физкультуры, пения и урок общего чтения – урок, когда учитель вслух читал классу книгу. Я не помню, сколько было человек в классе, но по окончанию школы нас осталось только одиннадцать – сказывались военные годы. В школе не кормили, поэтому мама клала мне в мешочек обед. Это был, например, кусок хлеба с маслом.

С мамой мы часто ходили в театр, и это всегда был для меня праздник. А еще я часто убегала на утренний киносеанс в детский кинотеатр и за 10 копеек в 8 утра смотрела разные фильмы».

В 1970 году Людмила окончила художественно-географический факультет педагогического института в Ижевске. Работала в Дебесском педучилище, заведовала кабинетом изобразительного искусства Удмуртского института усовершенствования учителей.

В 1988 году Л. Н. Лоншакова была принята старшим преподавателем на кафедру педагогики начального образования в Глазовский педагогический институт. На протяжении многих лет совмещала работу преподавателя и педагога-методиста в Глазовских школах №№ 2, 6, 9, 13 и художественной школе искусств. По результатам методической работы в школе Л. Н. Лоншаковой были выпущены многочисленные методические разработки, которыми и сегодня пользуются студенты. Любовь Николаевна на протяжении всей педагогической деятельности регулярно совершенствовала педагогическое мастерство, применяла новые формы работы, осваивала современные методы преподавания изобразительного искусства.

На протяжении многих лет Л. Н. Лоншакова являлась членом методического совета факультета педагогики и методики начального обучения, профгрупоргом кафедры. За свою многолетнюю педагогическую деятельность в ГГПИ Людмила Николаевна награждена почетной грамотой Глазовской городской Думы и Администрации г. Глазова (1999 г.), Министерства образования Удмуртской Республики (2000 г.).

Людмила Николаевна очень активный, творческий, позитивный человек. В настоящее время проводит индивидуальные занятия с детьми, занимается творчеством. Основная тема ее художественных работ – это цветы. Полевые, садовые, городские - они выполнены в различных техниках: батик, пастель, акварель, и даже из рыбьих костей. Традиционными стали выставки Л. Н. Лоншаковой, которые совместно проводят научная библиотека и факультет педагогического и художественного образования.

Не привыкайте к чудесам.
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам
Глазами к ним тянитесь
Приглядывайтесь к облакам
Прислушивайтесь к птицам
Прикладывайтесь к родникам
Ничто не повториться.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье
Все будет так и все не так
Через одно мгновенье.


Фотографии из фондов центра истории ГГПИ

06 Ноябрь 2020 - 17:52:14